zagranitsa.com
Назад

Как попасть на стажировку в Google и переехать в Кремниевую долину: личный опыт Ларисы Агарковой

4 24206

Кремниевая долина как магнит притягивает умных и амбициозных программистов. О стажировках и работе в Google, стоимости жизни в Долине и о том, почему наши студенты проваливаются на собеседованиях, читайте в интервью ниже

Лариса Агаркова родилась и выросла в Минске, вот уже 5 лет живет в Калифорнии, работает программистом в главном офисе Google и ведет свой собственный блог, larrr.com, где рассказывает о работе в сфере IT, стажировках и просто жизни в США.

О переезде в Кремниевую долину

В Штаты я впервые попала в 2010 году, когда приехала на стажировку в Google. До этого я училась в столице Чехии, в Карловом университете, и стажировалась в швейцарском офисе Google. Следующим летом у меня была возможность еще раз стажироваться в этой же компании, но на это раз я решила попробовать США, ведь именно там находится главный офис. 

Помню, как меня удивил вид Кремниевой долины. Я себе представляла, что здесь летают дроны, ездят автоматические машины и роботы ходят по улицам — такой себе полный хай-тек.

Поначалу я приехала в Калифорнию на несколько месяцев. Помню, как меня удивил вид Кремниевой долины. Я себе представляла, что здесь летают дроны, ездят автоматические машины и роботы ходят по улицам — такой себе полный хай-тек. А оказалась, что это просто довольно скучная равнина с невысокими зданиями и не то чтобы слишком красивой природой. Но когда после стажировки мне предложили остаться работать на полную ставку, я сразу согласилась. Мне очень понравился американский Google и команда, с которой я работала. В ноябре я перебралась в Калифорнию и уже буквально на следующий день вышла на работу.

Фото: facebook.com
Фото: facebook.com

О первых сложностях

Для стажировки в США нужна виза J-1. Ею полностью занимался Google. Мне просто дали пакет документов, я пошла в посольство и без проблем получила разрешение на въезд в Штаты. Думаю, помимо репутации известной компании большую роль сыграло и то, что я получала визу в Праге, у них проблема нелегальной иммиграции в США стоит намного менее остро и разрешение на въезд получить куда проще. С жильем на время стажировки было сложнее. Его надо было искать удаленно. Никто не соглашался резервировать комнату для человека, который может вообще не приехать. К тому же требовали депозит. Благодаря бывшим коллегам я смогла найти человека, который отнес эту сумму. Так я нашла себе комнату. Огромным преимуществом было то, что она находилась недалеко от офиса, поэтому я смогла арендовать велосипед, чтобы ездить на работу. После стажировки было совсем просто. Компания предоставляла отель на три недели, за это время нашли постоянное жилье. Я просто гуляла пешком неподалеку от офиса, заходила в понравившиеся жилищные комплексы и выбирала квартиры.

К жизни в Долине адаптировалась практически сразу. Дело в том, что я уехала из Беларуси на учебу в Чехию, когда мне было 18 лет. Когда ты уже один раз пережил переезд в другую страну, то последующие смены места жительства проходят намного проще.

Фото: facebook.com
Фото: facebook.com

О рабочих визах

Когда я начала работать в Google на постоянной основе, мне сделали документы на рабочую визу. В США на них есть квоты. Это порядка 50-60 тысяч виз в год. Сейчас с ними сложилась интересная ситуация: по закону чиновники обязаны принимать заявки на визы в течение нескольких рабочих дней, и за эти дни у них набирается порядка 250 тысяч заявок. Поскольку размер квот в несколько раз меньше, устраивается лотерея. Кто выиграл, тот и молодец. Поэтому тот же Google сейчас делает рабочие визы не очень охотно, ведь подготовка документов стоит дорого, а шансы, что человек получит визу, небольшие. Когда я получала визу, этой проблемы не было. Тогда был 2010 год, Америка только-только начала выходить из кризиса, и туда ехало не так уж много народу. Я подавала документы в октябре, и визы всё еще были. Кажется, тогда они закончились только в январе.

Визу мы получали вместе с мужем: я — рабочую визу H-1B, а он — в качестве члена семьи владельца рабочей визы. Нас спросили, в каком году мы поженились. Несмотря на то, что муж промахнулся на два года, мы предъявили документы о браке, и нам всё равно выдали визу. Сейчас у меня есть вид на жительство.

Фото: facebook.com

О том, почему «наши» чаще всего не проходят собеседование на стажировку в Google

Я думаю, что это неподготовленность. Многие люди идут на авось. Особенно вижу это у русскоговорящих. Им присущ какой-то фатализм. К примеру, идет на интервью условный русский Вася с таким вот фатализмом. Он умный, его все хвалят на работе, в университете он отлично составлял алгоритмы, соревновался на TopCoder. И идут на интервью, допустим, еще несколько студентов из Индии и Китая, у которых нет такого фатализма, они основательно готовились и потратили несколько месяцев на то, чтобы просто решать какие-то найденные в Сети задачи. 

Русский Вася вроде бы умный, но у него рука не набита, а китайский или индийский Вася может быть не столь умен или талантлив, но у него набита рука, он очень быстро и технично решает задачи.

На интервью это заметно. Русский Вася вроде бы умный, но у него рука не набита, а китайский или индийский Вася может быть не столь умен или талантлив, но у него набита рука, он очень быстро и технично решает задачи. В этой условной ситуации наймут китайского или индийского студента, потому что они готовились. Поэтому самая главная ошибка — недостаток подготовки.

Фото: facebook.com
Фото: facebook.com
Фото: facebook.com

О том, как получить работу в Google

Главное — хорошо пройти стажировку. Если команда напишет, что довольна человеком, что он отлично справился с задачами, — ему, вероятно, предложат работу. Надо будет пройти еще два технических интервью, но главное — это отзыв со стажировки. В США существует проблема с квотами на рабочие визы, поэтому часто после стажировки нанимают в другие офисы Google, где-нибудь в Канаде или Цюрихе, но потом через год человек переводится внутри компании в американский офис по L-визе. Это специальная виза для тех, кто работает в заграничном филиале внутри одной компании. На эти визы нет квот, поэтому их достаточно легко получить.

О работе в американском Google

По моим ощущениям, в американской компании много внимания уделяется тому, чтобы сотрудникам было комфортно работать (я работала в швейцарском офисе, мне есть с чем сравнивать). Здесь есть курсы по понижению стресса, если у сотрудника, к примеру, напряженные отношения с менеджером, он может свободно поговорить об этом. Много «бенефитов» вроде массажа, специальных кресел для сна. Ежегодно проводят анонимные опросы, где сотрудники оценивают своего менеджера. Но больше всего мотивирует то, что продуктами, над которыми ты работаешь, ежедневно пользуются миллионы людей. То, что ты делаешь, имеет большой смысл. Хоть это большая ответственность, но она дает чувство наполненности, внутренней удовлетворенности.

О стоимости жизни в Кремниевой долине

Когда мы только переехали, жилье было в 2 раза дешевле и детей у нас еще не было. Если бы были, нам бы пришлось искать квартиру в районе получше, платить за садик и т.д. На самом деле зарплата программиста позволяет нормально жить в Долине. Я начинала работать с уровня new grad — это что-то вроде junior-программиста. Зарплата была не очень высокая, но чтобы платить за жилье и еду, что-то откладывать на покупку машины и не отказываться пойти с друзьями в ресторан хватало.

Фото: facebook.com

О том, каково в Кремниевой долине непрограммистам

Возьмем, например, бухгалтера. Хорошая, уважаемая профессия. Допустим, у него зарплата $70000 в год. Пусть это будет семья из двух бухгалтеров. Вместе они будут получать $140000 в год. После уплаты налогов останется тысяч сто. $30000 уйдет на съем жилья, минимум $1000 в месяц на еду, также страховка и другие обязательные выплаты — это еще половина оставшихся денег. В среднем у них останется на жизнь около $4000 в месяц. Можно ли на это прожить? Можно. Поход в ресторан стоит на двоих $80-100, постричься и покраситься — $100-150. Вероятно, им придется вести какой-то бюджет и что-то планировать. Например, вот так сразу взять и купить новую машину они не смогут. А вот если бухгалтер был бы один, то тогда, пожалуй, это было бы нереально. Всю зарплату он отдаст за квартиру и страховку, и будет не на что жить.

Фото: facebook.com
Фото: facebook.com
Фото: facebook.com

О развлечениях в Долине

У людей здесь на самом деле довольно много свободного времени. Никто не требует, чтобы ты сидел на работе сутками. Главное — результат. Если ты работаешь продуктивно и можешь достигать поставленных целей за несколько часов, то всё оставшееся время твое. Никто не сравнивает «вон того, что сидел до 3:00 ночи» с «тем, что ушел домой в 5:00».

У людей здесь на самом деле довольно много свободного времени. Никто не требует, чтобы ты сидел на работе сутками. Главное — результат. Если ты работаешь продуктивно и можешь достигать поставленных целей за несколько часов, то всё оставшееся время твое.

Кремниевая долина расположена очень удобно — в нескольких часах езды от нее есть и пляж, и горы, и пустыня, и море, и лыжи. Рядом находится Сан-Франциско с кучей баров, ресторанов и клубов.

О детях и декретных отпусках

По закону в Калифорнии декретный отпуск составляет 6 недель. Он плохо оплачивается, и единственная гарантия — то, что мамочку не уволят за это время. В Google, к счастью, с этим получше. У нас декретный отпуск — это месяц до родов и 4,5 месяца после них. Он полностью оплачивается. Так как отпуска очень короткие, детские садики приспособлены к тому, чтобы брать совсем маленьких детей. Кто-то сдает ребенка в ясли, кто-то зовет на помощь родственников, кто-то нанимает няню. Спрос на нянь большой, поэтому ее услуги стоят дорого (от $3000 в месяц). Садик обойдется в $1500-2000. Некоторые нанимают одну няню для нескольких деток.

Фото: facebook.com

О людях в Кремниевой долине

Жить в Кремниевой долине легко в том плане, что здесь нет коренного населения, тут все иностранцы. Много мексиканцев, индусов, китайцев. Пестрая среда. К примеру, в Чехии я чувствовала себя иностранкой, потому что вокруг были одни чехи. В другом штате, где иностранцы встречаются реже, думаю, было бы сложнее.


В Долине много богачей или тех, у кого свой стартап, но барьеров в общении нет. Мой муж, к примеру, работал в компании, которой владел миллиардер. Он приходил на работу в кроссовках и шортах, а когда уезжал, предлагал подкинуть до железнодорожной станции (они ездили на поезде домой) любого желающего, без тени какого-либо снобизма. Да, здесь много людей, которые достаточно богаты, но они активно делятся своим опытом. Я не заметила разницу в общении с уже упоминаемым миллиардером и человеком, у которого на счету в банке нет пары сотен тысяч долларов.

НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии (4)

c
Гость
c 5 лет назад Гость Хер Моржовый

Да идите вы нахуй с такими историями. Обычному человеку это не под силу.

0
Ответить
c 5 лет назад Гость Пропаганда здравого смысла Гость Хер Моржовый

деградирующему идиоту вроде тебя-нет, а человеку, у которого есть голова на плечах и руки из того места растут-да)

0
Ответить
c 5 лет назад Гость Ина

Спасибо за правдивое описание и сравнение с чехией и Швейцарией..удачи Вам и ребенку

0
Ответить
3 года назад Сергей Сергеев

Доходы высоки, но и расходы запредельные. Вы ещё про медицину и страховку не сказали.... Так что, то что заработано и остаётся в большей части там же.

0
Ответить
Еще 0 ответов комментарии